Космическая музыка Руслана Каширцева



Космическая музыка Руслана Каширцева

— Не потеряй в себе Гагарина! — именно так шутят ветераны ракетно-космической отрасли Харьковщины. И это означает: будь настойчив в достижении благородной цели, сохраняй свет своего сердца. Как известно, в каждой шутке — немалая доля правды. В данном случае — правда абсолютна и безусловна. Горячее стремление ветеранов, которые стояли у истоков прорыва человека в космос, поистине чудотворно.

 

Ещё несколько лет назад никто не мог представить, что мечта активистов Общественного координационного комитета «Харьков ракетно-космический» сохранить за Первой столицей славу Космической столицы не только воплотится, но и частично преобразуется в мир звуков. Идея создания симфонической оратории для хора и солистов на стихи ветеранов ракетно-космической отрасли родилась давно.

Положа руку на сердце, харьковские журналисты к данному проекту относились с долей иронии. Аргументы были более чем вескими: кто будет этим заниматься? Для воплощения данного мега-проекта необходимо найти талантливого композитора, в творчестве которого отсутствовали бы наслоения музыкальных штампов ушедшей эпохи. Также необходим симфонический оркестр для прочтения партитуры, хор, солисты и, что немаловажно, — зал с хорошей акустикой. Но идеи, как известно, движут миром. Наверное, надо просто очень захотеть воплощения своей мечты и умножить её на желания и стремления единомышленников. А стремление тех людей, кто запускал ракеты в космос и создавал ракетный щит нашей Родины, не имеет границ. Сила их желаний поистине оказалась космической. Бессменный руководитель Общественного координационного комитета «Харьков ракетно-космический» Геннадий Тупало доказал: ничего невозможного нет! Премьера оратории «Космическое восхождение», подготовленная по инициативе комитета состоялась накануне Всемирного Дня авиации и космонавтики в одном из лучших в Европе Органном зале Харьковской филармонии.

В результате синергетических устремлений были найдены талантливый молодой композитор Руслан Каширцев, высокопрофессиональный дирижёр Александр Голобородько, симфонический оркестр Харьковской областной филармонии — один из лучших в Еврпопе, богатейший по подбору голосов Академический хор имени В. Палкина, а также солисты — лауреаты международных конкурсов: О. Юрина, А. Конорев, В. Ефименко, А. Кузьмина. Пианист и композитор, заслуженный артист Украины Владимир Соляников исполнил авторское произведение «Молитва» для органа, артисты концертного отдела филармонии поздравили ветеранов блестящими концертными номерами, среди которых большинство составили песни, не знающие границ времени и популярности.

1

В программе концерта «Пою тебе, Вселенная» прозвучали «Космическая прелюдия» Николая Стецюна, а также гимн композитора Александра Глотова на стихи Валерия Болотова «Харьков ракетно-космический» в исполнении солиста Яна Харитонова. Первое отделение концерта было отведено орстории для симфонического оркестра, солистов и хора. Встреча журналиста «Губернии» с автором оратории «Космическое восхождение» композитором Русланом Каширцевым состоялась в день премьеры. Стоит отметить, в огромном органном зале филармонии не осталось ни одного свободного места.

— Моим преподавателем по композиции был удивительный человек, член Харьковского союза композиторов Валентина Дробязгина, талантливейший композитор. К сожалению, Валентина Ивановна ушла из жизни, но она дала мне очень многое в плане развития музыкального мышления и способности сочинять мелодии. Урок по специальности часто начинался так: надо, предположим, за пять минут сочинить две темы: грустную и мажорную. Потом мы разбирали мои композиторские опыты, и в мелодическом рисунке преподаватель находила удачное развитие, подъём... Подсказывала, если развитие мелодий было прервано. В искусстве композиции существует множество проекций на общечеловеческие философские истины и ценности, — начинает свои «размышления вслух» молодой композитор.

— Руслан, почему выбор пал именно на вас? Почему именно вас пригласили для реализации данного проекта?

— Я учусь на втором курсе аспирантуры Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского. Консерваторию заканчивал как кларнетист и композитор. В момент поиска автора будущей оратории я был во Львове. Мне позвонила преподаватель, которая знает мою страсть к нестандартным и интересным проектам.

— Очевидно, интерес к космосу был в юности или в детстве. Ведь дороги привели именно к вам, а ничего случайного, как известно, не бывает…

— Действительно, меня всегда захватывал мир космоса. Читал научно-популярную литературу по астрономии, изучал карту звёздного неба.

— Вы восприняли предложение создания оратории как вызов самому себе?

— Я люблю задачи, сложные для выполнения. Задачей было написать ораторию для хора с оркестром. Именно этот жанр был нужен организационно-координационному комитету «Харьков ракетно-космический». Ораторию надо было написать на слова членов комитета.

1

— Это те люди, которые во времена космических побед работали ведущими специалистами в конструкторских бюро на предприятиях ракетно- космической отрясли?

— Это были стихи Геннадия Тупало, Александра Полонского, Константина Попова. Но также я использовал для воплощения в музыке поэзию Витольда Вайчунаса, директора Харьковского планетария им. Гагарина Галины Железняк.

— Но тексты написаны, так сказать, непрофессионалами? Хотя достаточно трудно в поэзии определить границу профессионализма…

— С одной стороны, это усложнило задачу. Но с другой стороны — такого рода текстам присуща особая искренность, которая может дать импульс для новой музыкальной идеи и принести интересный результат. Оратория — это достаточно старинный жанр. Если в опере должен быть сквозной текст, и тут всё,как будто, ясно, то в оратории нет привязки к одному сюжету. Это музыка праздничная, написанная к конкрентному событию.

— Во славу...

— У Иоганна Баха была, например, Рождественская оратория, у Свиридова — огромная оратория на стихи Маяковского. В нашем случае члены ракетно-космического комитета с самого начала имели представление о конечном варианте оратории, они мне озвучили достаточно цельную концепцию. В процессе работы сам текст подсказывал структуру. Изначально был обозначен первый этап: стремление человека познать космос, когда ещё космическая эра не началась...

— То есть, космос как предчувствие?

 Да, именно так, и этому я посвятил первую часть оратории, она начинается словами: «Космос — феерия бездны и света». Вторая часть начинается с оркестрового изображения запуска ракеты.

— У слушателя действительно возникает почти зримое ощущение того момента, когда ракета взлетает в небо... И вот мы на орбите... уже невесомость...

— Да, именно во второй части оратории изменяется фактура. Она становится более прозрачной, появляются женские голоса. В хоре ведут солистки сопрано и меццо-сопрано. По существу — это музыка невесомости.

1

— Но на заре космической эры было множество трагедий и человеческих потерь. Гибли люди. Лучшие люди

— Поэтому без трагической ноты в оратории, посвященной космосуне обойтись. Достаточно вспомнить ужасную гибель харьковского космонавта Валентина Бондаренко, который мог занять место Юрия Гагарина, открыть космическую эру и стать первым космонавтом в мире. Но этого не случилось.Валентин заживо сгорел в марте 1961 года, после того как блестяще прошёл все сложнейшие психо-физические испытания в отряде космонавтов. Лететь первым в космос должен был Валентин. Он внезапно вспыхнул живьём в баракамере от того, что загорелся кусочек ваты со спиртом, снятой с датчика на руке.Валентин нашёл в себе силы, уже в огненном аду написать записку: «Никого не вините. Я сам виноват».

—То есть, человек у смертной черты думал о других?

— Да! И это меня очень тронуло по-человечески до глубины души. И этот факт стал определенным импульсом для сочинения музыки. Именно словами «Никого не вините. Я сам виноват» начинается третья часть. Слова звучат у хора. Но хор их не поёт.

Нина Спасская

Оставить комментарий




ФИО *
Контактные телефоны
Текст сообщения *
Ваш e-mail *
captcha

Поля, отмеченные *, являются обязательными для заполнения