Эта старая добрая баня


Вячеслав Ткачев
24.04.2018



           

 

          Человечество с незапамятных времѐн пользовалось баней, о чѐм свидетельствуют результаты археологических, этнографических и других исследований, определивших еѐ примерный «возраст» − свыше 25 веков. Можно предположить, что уже древним племенам было известно благотворное влияние тепла на человеческий организм. Одним из ранних письменных упоминаний о бане является свидетельство Геродота, который в 450 г. до нашей эры описал привычку скифско-сарматских племѐн, занимавших территорию современной Украины, мыться в палатке, в центре которой находились разогретые камни, на которые бросали семена конопли.  Арабский путешественник Ибн Даста (912) видел на территории современной  Болгарии примитивные землянки с остроконечными крышами, обогревавшиеся раскалѐнными камнями, которые обливали водой, и люди при этом снимали с себя одежды. В таких сооружениях жили целые семьи до наступления весны. Их можно считать прототипами бани.  

 

Бани существовали и в Индии и в Древнем Египте, у финикийцев и ацтеков, китайцев и славян.

           Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Бани поначалу представляли собой каменные или глиняные ванны либо бассейны, наполнявшиеся и опустошавшиеся с помощью медных сливных труб, причем горячая вода для омовения не использовалась.

Со временем египетские бани получили оригинальное устройство, которое позже использовали римляне, а впоследствии переняли и усовершенствовали византийцы. Пылающие очаги устанавливались в подвальном помещении, а на верхнем ярусе располагались каменные лежаки, подогреваемые снизу горячим воздухом через специальные отверстия. В парной имелся также бассейн с прохладной водой, где городские жители принимали последующее омовение.

Во время раскопок древнеегипетского города археологи обнаружили остатки древней бани. Эта баня состояла из двух этажей. На верхнем этаже были расположены большие камни – лежанки, подогревающиеся с нижнего этажа. Посетители бани ложились на эти камни, а работники бани растирали их тела целебными мазями, делали массаж. В каменной лежанке было отверстие, через которое проходил пар с нижнего этажа. В Египте довольно широко применялась ингаляция в банях. В качестве мыла они использовали смесь воды и пчелиного воска.

На втором этаже посредине находился контрастный бассейн, также имелись помещения для занятий гимнастикой и помещение - лечебница с медицинскими инструментами. В полу бани был оборудован водослив, соединенный с общим водостоком города. Этот водоотвод служил еще и в качестве центрального отопления древнеегипетского города.

Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

 Александр Македонский после своего похода на Египет, вернувшись в Грецию, приказал строить такие же бани, как и в Египте. При нем в Древней Греции распространились бани восточного типа с такими же горячими полами.

Бани в Древней Греции также были лечебницами, в которых люди избавлялись от своих недугов и доступны были всем, в том числе и бедным.

Постепенно греческие бани усовершенствовались, становились комфортнее и богаче. Возникли бани только для знатных людей общества. Они строились и облицовывались из дорогих материалов и для чувства роскоши их украшали драгоценными металлами и камнями.

            Древнегреческому философу Платону принадлежит высказывание: « Сооружение бань – обязанность государства».  В Древней Греции существовал даже закон, предписывающий всем добропорядочным гражданам регулярно посещать бани.

Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия могли спросить: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость—до старости мы вместе»,— такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

Правители Рима на устройство бань не жалели никаких средств. Завозились самые дорогие материалы, архитекторы изощрялись в своем искусстве. Часто по своей роскоши, термы превосходили дворцы. Бани украшали целые системы водопадов и фонтанов, скульптурные композиции, мраморные колонны, подвесные сады, ванны-качели, росписи на стенах. Тазы и посуда в римской бане делалась из серебра и золота. Римляне находились в бане обнаженными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Имелось много фонтанов, ванн и бассейнов. Банный комплекс был оборудован системой отопления, которая и нагревала воду и подогревала пол. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

            Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью — драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань вместимостью до 2500 человек! Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке—камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128—56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное, утверждал Асклепиад, завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Уже в те времена римляне использовали контрастное обливание, т. е. попеременное погружение в горячую и холодную воду.

Когда производились раскопки Помпеи, были обнаружены остатки не очень большой бани. Баня также имела много помещений. Перед входом в баню располагалась площадка для игр, гимнастических упражнений или просто парк для отдыха. Первое помещение внутри бани было вытянутой формы, украшено мозаичными полами, стены – лепниной, много скульптур и мозаики. Это была раздевалка (аподитерий), на стенах располагались полки для вещей и одежды посетителей. После раздевалки было помещение с куполообразным потолком голубого цвета и стенами, покрытыми росписями с изображением животного и растительного мира. В этом помещении были два бассейна – один с горячей и один с холодной водой. У посетителя должно было создаваться впечатление, что он в сказочном саду.

Из раздевалки был также вход в парилку с сухим паром, где располагалась печь. А из следующего помещения с бассейнами тоже был проход в другую парилку (кальдарию), где парились влажным паром. Вентиляция производилась открыванием окон. Здесь же находились ванны, душ в виде фонтана, много тазов для мытья. Вода с потолка отводилась по желобкам в общую канализацию. Двери и окна изготавливались из бронзы.

Была разработана центральная система отопления с подогревом стен и пола. С помощью печи нагревались воздух и вода, которые затем циркулировали в полостях стен и пола. Использовалось двойное покрытие, чтобы лицевая поверхность не была сильно горячей. Отопление всего комплекса производилась за счет сжигания нефти.

Недалеко от парилки находилось помещение для очистки кожи и для массажа. Кожа очищалась специальными скребками из дерева или слоновой кости. Мылись римляне мылом из козьего сала и золы, а также мелким песком, доставляемым с берегов Нила. Работники бани выполняли все необходимые операции – от массажа до бритья.

Вода в термы поставлялась по водопроводу. В день на нужды бань могло уходить до миллиона литров воды. Совсем небольшие бани отапливались дровами, которые предварительно обрабатывались и не дымили.

            Наследница Рима - Византия тоже не сидела без бани. После падения Римской империи в 476 году в течение последующих двух веков бани римлян на территории всей Европы пришли в полный упадок. Большинство было разрушено полудикими и невежественными народами, лишь некоторые из них сохранились. Гораздо дольше просуществовали термы в восточной части бывшей Римской империи - Византин.

В ранневизантийских городах повсеместно существовали бани, а в таких крупных центрах, как Константинополь и Антиохия, их было великое множество. Однако со временем баня в Византии перестала быть центром общественной жизни, как это имело, место в древнем Риме. Старые термы казались слишком роскошными и переделывались под христианские храмы.

Столичные бани состояли из нескольких помещений, которые обогревались. В них подавалась горячая вода. Провинциальные бани имели очень убогий вид и топились «по-черному». «Дым идет в помещение, — писал монах Михаил Хониат, — сквозь щели дует такой ветер, что местный епископ всегда моется в шапке, чтобы не простудить голову». При монастырях строились небольшие баньки. Как часто в них мылись, сказать трудно: монастырские уставы содержали разные указания (от двух раз в месяц до нескольких раз в год, а иногда «от Пасхи до Пасхи»). В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1—2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).

Именно в Византии, в городе Пергаме, который сегодня находится на территории Турции, практиковал знаменитый римский медик Гален - энтузиаст и большой поклонник терм.

Под влиянием многих культур и бытовых привычек, технологий и религиозных воззрений разных народов римская баня на Востоке преобразовалась в явление не менее самобытное и в культурном отношении едва ли не более значимое и примечательное - восточную баню, или хамам.

Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока. Это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Однако арабы при этом лишь обливались холодной водой, знакомство же с роскошными традициями римских купаний, которое произошло во время завоевания арабами стран Леванта, принесло им первое из чудес бани - горячий пар. Арабы научились париться, однако не переставали при этом обливаться холодной водой.

           Дело в том, что погружение в ванну, бассейн или другую емкость с водой казалось арабам противоестественным: согласно их религиозным воззрениям, это "купание в собственной грязи". И лишь с возникновением ислама началось развитие такого самобытного явления, как восточная баня.               

           Пророк Мухаммед испытал на себе действие бань римского типа и высоко оценил их. Он же указал на то, что бани способствуют повышению плодовитости. Согласно исламу, эта цель священна для каждого правоверного. Поэтому одобрение пророка открыло хамаму широкую дорогу в исламский мир.

Падение Римской империи совпало по времени с расцветом исламской культуры, и в частности с возникновением и бурным развитием восточной бани, или хаммама, который сохранился до наших дней. Как и римские термы, хаммам очень скоро стал центром общественной жизни. Постройка хаммама считалась богоугодным делом, достойным уважения окружающих. «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их», - говорил известный арабский писатель Юсуф Абдалхади. Если открывался новый хаммам, глашатай разносил эту новость по всему городу, и первые три дня посещение хаммама было бесплатным.

Посещение турецкой бани в те времена выглядело примерно так: посетитель после выкуренной трубки и выпитого кофе начинал потеть, и слуга вел его навстречу удовольствиям. Римляне назвали бы приветливый приемный зал турецкой бани аподитерием. За ним в древних термах следовал тепидарий, в котором уже начинают принимать водные процедуры.

В турецкой бане это отделение называется соуклук, в котором стояли деревянные лавки с мягкими постелями, каждый раз устилаемые свежими простынями. Как и в римских банях, там гораздо теплее, чем в помещении для раздевания, однако еще не так жарко. Жарко в следующем зале. Но только там все устроено иначе, чем в помещениях римских терм: мусульманская религия требует застенчивости. Прежде всего, в соуклуке из окон не видны ни улица, ни необъятные просторы, а солнечный свет в самый погожий день едва проникает в помещения. Лучи проникают через маленькие оконца в куполе. Эта архитектурная деталь – купол – может быть самая главная в восточном хаммаме. Парадный банный зал тоже темноватый и тоже с куполом наверху. В нем имелись альковы, своего рода кабинеты для привилегированных. Альковы были двух типов. Альковов первого типа восемь, и все в них немного лучше, чем в общем зале. Там по две емкости для воды – курны; начищенные бронзовые краны с горячей и холодной водой сверкают как золотые. Еще более благоустроенных кабинетов – шесть. В каждом свой маленький бассейн с мраморными стенами и голубой водой, настолько прозрачной, что виден играющий рисунок на мраморных плитах. Однако самое главное место в зале – в центре. Там расположена гладкая восьмиугольная эстрада. С нее, как со сцены, виден весь зал с мраморным полом. Людей общительных привлекало именно это место – чебек-таши.

Процедура восточной бани до сих пор состоит из пяти основных действий: разогрев тела, энергичный массаж, очищение кожи с помощью рукавицы, намыливание и обливание водой и заключительная стадия – релаксация.  Баня была одним из главных центров общественных развлечений, нередко банщицы занимались здесь элементарной проституцией. По свидетельству австрийского врача Гуаринониуса, «сами обнаженные донага они только и делали, что растирали, мяли и возбуждали к сладострастию».

В Китае паровые бани имеют свою специфику. Для начала клиент распаривался, а потом специальные банщицы отирали его от грязи одноразовыми специальными одноразовыми мочалками без мыла(!). «Больно, но полезно!» — считали те, кто пробовал. Впрочем, в современных китайских банях мыло используется. В баню надевают деревянные тапочки, чтобы ноги не обжечь о кафельный пол, а париться в Китае умеют.

          Японская баня включает в себя целый банный комплекс, состоящий из главных элементов: душевая кабина;  офуро;  фурако.

Хотелось бы сразу отметить некоторые расхождения в понятиях: иногда в разных местностях Японии и в других странах на фурако говорят офуро и наоборот.

Японские ученые-медики установили, что регулярные процедуры в японской бане офуро и фурако благоприятно сказываются на здоровье человека, а именно:

улучшают работу сердечнососудистой системы;

улучшают работу почек;

повышают стрессоустойчивость человека;

являются профилактикой простудных заболеваний;

благоприятно влияют на снижения лишнего веса;

способствуют омоложению организма;

очищают кожу лица и всего тела.

Чтобы в полной мере понять сущность японской бани необходимо проследить основные предпосылки ее создания и основные традиции и правила связанные с ее пользованием.

Укажем несколько причин, из-за которых японцы придумали офуро и фурако: Буддистские религиозные взгляды японцев не позволяли им пользоваться мылом, так как оно изготавливается из убитых животных. А для эффективного купания и очищения от грязи своего тела без использования мыла следует купаться в более горячей воде.

Так как в Японии сырой климат, а на отоплении своих жилых помещений японцы постоянно экономили, то для согревания они использовали именно такие чаны с теплой воды.

Также из-за религиозных буддистских мировоззрений нельзя было носить шерстяную и меховую одежду (т.к. это тоже связано с убийством животных), а легкая одежда не сильно согревает, что вынуждало японцев искать другие методы повышения температуры тела.

Созданию японских бань способствовало также расположения на территории Японии большого количества горячих термальных источников, что позволяло без особого труда использовать природную горячую воду. А со временем каждый японец старался этот комфорт сделать более личным, т.е. устраивали у себя дома подобные источники в виде японской бани.

Так как это японская баня, а значит, у нее есть японские правила и традиции, без соблюдения хотя бы части из них, она превращается просто в обычное деревянное корыто или бочку, наполненную горячей водой.

Основные традиции и правила использования японской бани

В воду рекомендуется добавлять различные ароматные масла, минеральные соли, взятые из разных термальных источников природного происхождения, концентраты отваров разных трав и плодов, например ромашка, мелиса, череда, календула и др.;

длительность процедуры купания в японской бане составляет всего лишь 10…15 мин (с непривычки, париться в японской бани фурако сложно и не комфортно, поэтому уже через 10 мин процедур у новичков может повышаться сердцебиение до 120 ударов в минуту);

фурако предназначенное не для купания, а для отдыха, чтобы снять усталость и стресс;

по традиции процедуры в фурако и офуро проводят в вечернее время все члены семьи по очереди или все вместе (только один раз в день);

для сохранения максимально чистой воды в фурако, следует перед принятием процедур сначала принять душ;

мыло в бане офуро недопустимо, поэтому вода должна быть без мыльной пены;

париться в такой бани необходимо полулежа, таким образом, чтобы сердце человека располагалось над водой.

Последовательность принятия процедур в японской бани

  1. Принятие душа.
  2. Переход к фурако. Процедура в бочке фурако длится в течение 10…15 мин.
  3. После принятия фурако необходимо насухо вытереться полотенцем и перейти в офуро, лечь на горячие опилки, а сверху человека засыпают также опилками. Длительность процедуры в офуро не должна превышать 10…15 мин.
  4. После офуро с опилками, японцы принимают еще офуро с нагретой галькой, а затем пьют чай.

Для достижения максимального эффекта от процедур в японской бане на каждом этапе делают массаж тела.

Рассмотрим более подробно главные элементы японской бани.

Фурако – это часть японской бани, которая представляет собой большую деревянную бочку круглой или реже овальной формы, в которой проводят водные процедуры.

Фурако изготовляют из различных пород древесины:

  • дуб; сосна; лиственница; кедр.

Внутри фурако находятся:

  • скамейка, для того чтобы садится (их может быть несколько).
  • печка, специальной конструкции. В некоторых модификациях фурако печка может располагаться снаружи возле стенки.

 Устройство печки: а) внутри емкости; б) снаружи емкости

Фурако наполняют водой с температурой 40…45°С и в таких пределах ее постоянно поддерживают. Для оптимизации работы такой бани используют специальную крышку, которой накрывают бочку для сохранения температуры в то время, когда не принимаются процедуры. Также эта крышка выполняет защитную функцию – предотвращает попадания мусора, листьев, пыли в воду.

    В современных видах японской бани фурако подогрев и поддерживание требуемой температуры воды осуществляется с помощью печи специальной конструкции, которая может быть следующих видов:

  • печь, работающая на дровах (обычно изготавливают из нержавеющей стали);
  • печь, работающая на газу;
  • электропечка.

   Офуро – это обычно прямоугольная емкость (ящик), изготовленная из дерева (дуб, кедр), и содержит внутри горячие древесные опилки или гравий. Особенность конструкции офуро является то, что в полу устанавливается система подогрева и поддержания постоянной температуры опилок в пределах 50…60°С. Современные офуро оборудованы электрической системой электрообогрева с терморегулятором (мощность 1,5…3,6 кВт) с пультом управления. Параметры офуро подбирают в зависимости от количества людей одновременно принимающих процедуры, но обычно их проектируют на одного человека, который может свободно в ней вытянуться в полный рост.

Для офуро применяют опилки из таких пород древесины:

  • кедр; лиственница; дуб; липа.

Общий вес опилок составляет 40…50 кг, и затем после каждой процедуры меняют верхний слой опилок на новый (примерно 2 кг – замена опилок). Древесные опилки пропитывают различными эфирными маслами и перемешивают с различными лечебными травами в сухом виде.

    При изготовлении офуро запрещается применять элементы пластика или металла.

В наше время японская баня становится все более популярная и ее производством начали заниматься на промышленном уровне. Недостатки японской бани (противопоказания)

Пользоваться баней не рекомендуется:

  • беременным; детям до 3 лет; больным простудой, инфекционным болезнями, туберкулезом, гипертонией.

  О банях славян  писали многие иностранные путешественники и ученые.

   Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти.  Наш летописец Нестор относит возникновение бань к I столетию нашей эры, когда Св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. В ней, по описанию Нестора, все превращались по цвету в сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, «туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Но потом, окатившись холодной водой, оживали. Так делали ежедневно». Нестор заключает: «Никем, не будучи мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение».

В 906 году от рождества Христова завершился славный поход князя Олега на Царьград (Константинополь). Русь заключила о Византией договор  (907 г.) о торговом союзе, в котором среди прочего упоминалась и баня. В договоре с Византией отдельно указано требование: предоставлять русским купцам не только еду, питье и ночлег, но и возможность ходить в баню, сколько они захотят.

Также известна история, когда дочь князя Ярослава Мудрого, выходя замуж за французского короля, везла с собой в качестве приданного - ванную. Это говорит о культуре наших предков на Руси и вообще славян; и о том, что бани были обычным и необходимым делом для людей тех времен.
 Когда хозяин приглашал гостей в баню - это было для них оказанием уважения и гостеприимства. Гостей сначала вели в баню, и лишь потом угощали вкусным, кормили.

Ныне существующие русские бани с влажным паром и не высокой температурой, равно как и финские сауны с сухим паром и высокой температурой, так принято считать, берут свое начало оттуда, с тех древних бань в шатрах.

Нестор описывает эпизод, который произошел в 945 году. Как известно из многих источников, киевская княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам за убийство князя Игоря. Один из эпизодов этой истории связан с баней. Послы древлян прибыли к княгине, чтобы передать ей предложение своего предводителя стать его женой. Ольга велела растопить для них баню, чтобы по обычаю попариться с дороги. Когда же они, ничего не подозревая, стали мыться, слуги Ольги закрыли баню снаружи и подожгли.

            Олеарий (немецкий ученый 1603—1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий — чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,— сообщает Олеарии,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой.

Двухкамерная каменная постройка в Переяславле-Хмельницком (Киевская область) с инкрустированными мозаикой шиферными полами, кубиками смальты от настенных мозаик, обломками керамических водопроводных труб и полным отсутствием фресковой росписи, отождествляется с упоминаемым под 1089 (1090) годом летописным «строением банным» епископского дворца. Похожая по назначению постройка была найдена археологами в Киеве, на территории заповедника «София Киевская». Каменных бань на Руси было немного, деревянные же бани носили название «истопки».

Древнее название бани: "влазня" и "мовня". Древнерусское наименование "влазня" осталось и сейчас в современном языке.  В современном Украинском языке оно звучит "лазня". Мовня - древнее место омовения, означает мыться.  Слово "баня" привнесено извне, в переводе с латинского balneum первоначально означало «изгоняющий боль, развевающий грусть »

Также о славянских банях упомянуто в персидской рукописи «Собрание историй»:

(Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же.

Об обилии частных и общих (торговых) бань и купании в реке или снегу после бани на Руси упоминали многие европейские путешественники XVI—XVII вв. : Джильс Флетчер, Чарльз Карлейль[, Иоганн-Георг Корб, Самуэль Коллинз, Станислав Немоевский[и др. Правила Стоглавого собора (1551 г.), вслед за византийскими правилами, запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, но в реальности церковные запреты на Руси не соблюдались. На европейцев той эпохи русские общие бани производили впечатление непристойности и дикости из-за мытья мужчин вместе с женщинами.

И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.

В старину строго соблюдалось правило: жених перед брачным днем должен был вымыться в бане, а после первой брачной ночи молодые шли в баню вместе. Этому обычаю следовали и цари и князья до начала XVIII столетия.  Накануне свадьбы мать невесты пекла хлеб — «банник»,которым она  благословляла к венцу молодых. Этот хлеб, жареную птицу (обычно курицу) и два полных столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе, которая на другой день расшивала скатерть и угощала молодых по выходе из бани.

С баней было связано множество явно нехристианских верований, напоминавших о пережитках славянского язычества. К примеру, наши пращуры были убеждены, что в бане можно получить сверхъестественные способности. И даже стать колдуном. Для этого якобы следовало пойти в баню и там отречься от Бога — снять крест, положить его себе под пятку (желательно, левую!) и произнести заветный приговор.

Когда баню топили «по-черному», из всех ее щелей дым валил, как из пекла

Все магические ритуалы в бане производились только после полуночи. И горе тому, кто заходил туда в это время без спросу. Да еще и лез париться.

Смерть нарушителя традиций была ужасна. Утром находили его холодный розовый труп, словно только что отхлестанный банным веником. Кто же это так издевался над человеком?

А еще баня была местом, где жила русская любовь. Самый знаменитый эротический рассказ русской литературы так и называется — «Баня». Его автор Алексей Николаевич Толстой баню очень уважал. И как место, где можно попариться, и как объект для литературных вдохновений. Получается, что  Баня — одновременно место страшное и пряное. И угореть в ней можно, и со всей русской Камасутрой познакомиться. Но и в других культурах именно в бане происходило множество ужасных и соблазнительнейших вещей.

В бане была умерщвлена политическими противниками королева Амаласунта — правительница государства остготов в Италии. Это случилось в 535 г. н. э. Заговорщики запрели свою королеву в ванной, где она купалась, и буквально запарили до смерти. Это утонченную разновидность убийства, не оставлявшую внешних следов насилия, варвары-готы позаимствовали вместе с банями у цивилизованных римлян. Римляне уже несколько веков убивали подобным образом политических оппонентов, проигравших в дворцовых интригах. Именно в бане вскрыл себе вены древнеримский писатель-сатирик Петроний по прозвищу Арбитр Изящного. Он поступил так, получив информацию, что император Нерон отдал приказ предать его мучительной казни.

Но в бане древние римляне не только мылись и убивали. По свидетельству историка Светония, император Тиберий собрал в своих персональных банях на острове Капри целый гарем. Свои оргии этот предшественник Сильвио Берлускони устраивал прямо в бассейне. А партнеров по групповому сексу, плававших стаями в теплой воде, в шутку называл своими «рыбками». Теперь понимаете, почему так тянуло на Капри Ленина и прочих большевиков? Их звал туда дух римского императора Тиберия, гармонично решавшего в бане сексуальные и политические вопросы «текущего момента». Однако распутной фантазией римского тирана российские социал-демократы не обладали. Зато достоверно известно, что в обычную баню Ильич тоже ходил.

Из дореволюционных киевских бань дожили до наших дней только Центральные торговые на Малой Житомирской улице рядом с Майданом Незалежности! Еще во времена Гетманщины публичных бань в Киеве не было вообще. Даже в Киево-Могилянской Академии (в храме наук!) не было бани! Не мылись там студенты. Поэтому Ломоносов и сбежал оттуда учиться в Германию. А при самодержавном деспотизме бани в Киеве наоборот сразу расцвели.

В справочнике «Весь Киев на 1914 год» перечисляет  уже сразу десять коммерческих бань — в том числе Днепровские на Андреевском спуске, Московские на Константиновской, 22, Печерские на Московской улице, 22, и даже бани Левинсона с примечанием в скобках «еврейские» на улице Ярославской. В некоторые из киевских бань в 1914 г. уже можно было позвонить по телефону. К примеру, Центральные торговые имели телефонный номер 474. И главное, какой прогресс! При гетманах в Киеве ни одной бани не было. А за сто лет царской власти — сразу десять появилось! Сколько бы их еще добавилось, не случись Первой мировой войны!




← Вернуться обратно



Оставить комментарий


 


ФИО *
Контактные телефоны
Текст сообщения *
Ваш e-mail *
captcha

Поля, отмеченные *, являются обязательными для заполнения