Святая наука — расслышать друг друга


Элеонора Спасская
28.09.2017



 

Осень 2017-го для Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского обещает быть жаркой, вопреки любым погодным прогнозам.

Одному из самих популярных творческих вузов Украины исполняется 100 лет. Возраст весьма солидный, но Университет молод и готов на самые неожиданные эксперименты.

Столетнему юбилею Университета будут посвящены XXIV «Харьковские Ассамблеи». Они стали традиционными, но каждый год харьковчане и гости города с нетерпением ожидают праздника Музыки.

 

Студенты университета искусств не перестают удивлять даже самых маститых и взыскательных мастеров музыкального искусства своими находками.

Накануне юбилея студенты класса гитары профессора, заслуженного артиста Украины Владимира Доценко подарили родной alma mater уникальный гитарный оркестр. Во всяком случае, в Украине подобного студенческого оркестра, состоящего только лишь из гитар, пока нигде нет. В Европе такая практика набирает обороты. Там гитарные оркестры популярны уже давно. И это хорошо, потому что нашим музыкантам в лице зарубежных коллег будет достойная конкуренция.

Как показало первое дебютное выступление оркестра, прошедшее с огромным успехом в родных стенах вуза, нашим студентам под силу преодоление артикуляционных, колористических, ритмических сложностей в коллективном исполнении. А еще у наших ребят есть неоспоримое обаяние, которое можно назвать славянской душевностью. Но лучше, не углубляясь в терминологию и метафоры, просто насладиться многоплановыми живописными картинами, которые возникают на сцене во время исполнения музыки. В репертуаре оркестра музыкальный материал совершенно разный. Это и «картинная» музыка Лео Брауэра, и украинская современная музыка молодых авторов, и миниатюры минималистов, где в малом количестве нот живет большой и важный для слушателя и исполнителей смысл.

 

За внешней легкостью исполнения, как правило, скрыт огромный труд дирижера и музыкантов. Кропотливый процесс прослушивания каждой нотой и интонационно-смысловой поиск фразы, стройность оркестрового звучания «по вертикали», вдумчивое слушание своей партии в общем строе напоминает работу микробиолога в лаборатории.

— У нас действительно творческая лаборатория, — соглашается с предложенным сравнением руководитель оркестра, дирижер, Владимир Доценко. Юбилей Университета совпал с 55-летним юбилеем Маэстро.

Именно так называют его благодарные студенты, для которых Владимир Игоревич не только опытный преподаватель, интересный, всегда неожиданный собеседник, но и понимающий искренний старший друг. В алгоритме поиска музыкальной истины, работая с оркестром, дирижер видит стройную философскую концепцию.

— Есть свои подводные камни в работе с гитарным оркестром. Сложность заключена в микродинамике, микроартикуляции, микроинтонациях. Все это надо тщательно отслеживать. Оркестранты вначале сопротивлялись такому «микроскопическому» подходу.

Дескать, зачем все рассматривать и прослушивать так подробно, делать лишнюю работу? Но слушатель, даже неосведомленный, слышит все. Главное, нельзя обманывать себя, свои уши и сердце. Это — путь в никуда, — убежден дирижер.

— Кропотливая работа нужна. Потом все начинало находить свои места.

16 сентября студенческий гитарный оркестр участвует в параде оркестров по случаю 100-летнего юбилея Университета. Все это будет проходить не в концертном зале, а на пленэре — в Парке им. Горького.

Мы благодарны ректору нашего университета Татьяне Борисовне Веркиной за всяческую поддержку гитарного искусства.

Среди неоспоримых достоинств гитарного оркестра Владимира Доценко выделяет   огромную палитру красок при относительной камерности звучания.

— В таком оркестре нет больших контрастов или мощных динамических перепадов. Время, как будто застывает, и на этом фоне появляется, вернее проявляется… картина. Такое полное погружение…

О психотерапевтическом эффекте судить слушателям, а вот для студентов оркестр — это серьезная исполнительская школа.

— Здесь нужно то, что я называю «суперслушанием»,— поясняет Владимир Игоревич.— Надо слышать себя, своего партнера по оркестровой партии и одновременно всех. Такая вот наука. Здесь не спрячешься за фактуру. Должна быть общая соподчиненность, но при этом у каждой гитары есть своя функция.

Здесь все как в театральной труппе. Ты не можешь просто так работать на себя и свой образ. Гитара — инструмент декламационный, и поэтому она максимально адаптирована для слушателя. Хотя одна гитара всегда самодостаточна и ей трудно избавиться от собственного эгоизма, — с улыбкой замечает дирижер.

— Преодолеть эту «гордыню» ей сложно, когда одновременно звучат еще, например, 15 гитар. У нас есть «лечебная» гамма для оркестра, мы разыгрываемся вместе, делаем такую «раскадровку». При игре аккордов у каждого оркестранта вырабатывается ответственность за свой звук, а вместе с тем и за каждую ноту в общем звучании оркестра. В планах у меня взять в работу с оркестром произведения Филипа Гласса. Очень хочу, чтобы на наших концертах звучала музыка современных украинских композиторов. Должно быть место дню сегодняшнему.

Исполнительских задач перед оркестрантами пока немало.

— Сложно синхронизировать звучания в силу небольшой протяженности звука гитары. Также нужно добиться единого строя. Гитара — это инструмент, где строй часто «плывет» в силу объективных обстоятельств, проблема состоит в том, что каждый инструмент определенной фирмы, конкретного мастера, по-разному звучит и реагирует на влагу, на погодные условия, даже  на сквозняк. Гитара подчеркивает харизму исполнителя, но также подчеркивает и ее отсутствие. Если есть проблемы с исполнительской энергетикой, то гитара выявит их. А если у тебя еще и инструмент неважный, то впечатление будет совсем убогим. За инструмент спрятаться невозможно, тут все сразу и по-настоящему. Либо ты музицируешь, то есть, ты и инструмент — единое целое, либо он тебе не помогает. Вот и начинаешь думать — какие технические приемы можно применить, с помощью каких дополнительных средств выровнять звучание и характеры в Большом гитарном оркестре, — раскрывает тонкости исполнительского мастерства Владимир Доценко.

Музыкальная премьера, где оркестр исполнял произведения самые разно­образные по стилю и темпераменту удалась. Даже самые строгие критики, каковыми являются коллеги по творческому цеху, назвали первый концерт студенческого гитарного оркестра ХНУИ им. И. П. Котляревского настоящим прорывом.

Теперь важно удержать взятый уровень и убедить слушателя, что расслышать друг друга посредством музыки — это единственно правильное решение.

 

 

 

 




← Вернуться обратно



Оставить комментарий


 


ФИО *
Контактные телефоны
Текст сообщения *
Ваш e-mail *
captcha

Поля, отмеченные *, являются обязательными для заполнения